15.04.16.

Интересная тема для разговора с учащимися – как формируются рейтинги СМИ. Именно от рейтинга зависит, будет ли продолжение у сериала, останется ли новая программа в эфире телеканала, будет ли то или иное печатное издание выходить и дальше. Беседа на эту тему помогает учащимся глубже понять жесткую взаимосвязь между журналистом и аудиторией и коммерческие механизмы, которые «работают» в сфере масс-медиа.


Зачастую выпускники школ поступают на факультеты журналистики, имея иллюзию, что профессия журналиста – это романтика и свободное творчество. Когда иллюзия оказывается несоответствующей реальности, наступает разочарование. И вот тогда новоиспеченный журналист со свеженьким дипломом об окончании вуза начинает метаться и искать себя в другой сфере деятельности. Чем раньше учащиеся поймут, что журналистика – это социально обусловленная профессия, тем лучше. Тем легче им будет адаптировать свое школьное издание к интересам аудитории и тем легче им будет в будущем состояться в этой профессии.

Многие учащиеся ошибочно полагают, что каждый из нас, зрителей, включая тот или иной телеканал, уже влияет на рейтинг. Вовсе нет! Отследить каждый включенный телевизор в такой огромной стране не может ни одна исследовательская компания. Чтобы наше мнение имело какое-то значение, нужно, чтобы у нас в доме было установлено специальное устройство, которое называется пиплметр.

Кто те люди, в домах которых установлены пиплметры? Кто решает, что именно их мнение будет решающим? Почему рейтинг – такой важный показатель для средств массовой информации?

За основу для беседы или учебного занятия можно взять материал, опубликованный на сайте газеты «Аргументы и факты» «Как формируются телевизионные рейтинги?», а затем поработать непосредственно с сайтом исследовательской компании TNS, которая занимается измерением аудитории телеканалов, печатных СМИ, радио и интернет-сайтов.

 

Как найти рейтинги на сайте TNS:

1. Рейтинги СМИ/ Все результаты исследований.

 

2. Телевидение, пресса, радио, интернет. Выбираем то, что нас интересует.

 

3. Выбираем в открывающихся меню то, что нам нужно. Нажимаем кнопку «Сформировать». 

 

4. Изучаем, анализируем.

Какие практические задания можно выполнить на основании данных рейтингов?

- Проанализируйте, на каких телеканалах и во время каких передач будет самая высокая стоимость размещения рекламы.

- Ответьте на вопрос, почему некоторые телепередачи идут в «неудобное» время: днем, когда большинство людей на работе, или поздно вечером, когда все ложатся спать.

- Используя данные рейтинга, попробуйте составить портрет среднестатистического зрителя (читателя): что ему интересно, его вкусы и предпочтения. Затем сравните, насколько ваше представление о себе самом отличается от среднестатистического образа.