10.01.2017.

Выражение «Журналист меняет профессию» знакомо каждому. Интуитивно мы понимаем, что речь идет о ситуации, когда журналист устраивается работать санитаром в госпиталь, таксистом, официантом, учителем, банковским коллектором, а затем рассказывает об этом на страницах газеты. Зачем это нужно, тоже понятно. Наблюдение не со стороны, а изнутри ситуации помогает журналисту собрать более интересный и качественный материал, узнать детали и подробности профессии, о которых в интервью ему бы никто не рассказал.

Кстати! В этом несомненное преимущество печатной прессы перед телевидением – едва ли такой жанр вообще на телевидении возможен, поскольку видеокамеру в карман не спрячешь. А значит, «поменять профессию» и не разоблачить себя видеосъемкой едва ли получится. Представляете:

— Здравствуйте, я ваш новый официант, а это мой оператор с видеокамерой!

Понятия метод маски и «Журналист меняет профессию» в российской журналистике часто используются как синонимы. В советской журналистике более распространено было название метода «Журналист меняет профессию», поскольку оно более точно отражало реалии того времени. В западной и в современной российской журналистике чаще используют термин «метод маски». Термин «метод маски» несколько шире, поэтому и более удобен в использовании. Например, немецкий журналист, один из основоположников современного журналистского расследования Гюнтер Вальраф, гримируясь в турка Али, использовал метод маски, но едва ли мы скажем, что он менял профессию.

С профессиональными журналистами все понятно. В вот возможен ли такой жанр в школьной прессе? Конечно, да. Что может послужить для школьника отправной точкой в подготовке репортажа «Методом маски»?

Ребенок приобрел новый опыт, о котором интересно рассказать окружающим: работал летом официантом, баристой, промоутером, волонтером, помогал маме работать в детском садике. Возможны сюжеты и из школьной жизни: как я был учителем во время Дня самоуправления, как я была участницей школьного конкурса красоты, как я был организатором мероприятия.

Такие материалы, написанные в живом, репортажном стиле, всегда интересны читателю, потому что они делают его соучастником описываемых событий, помогают увидеть ситуацию изнутри, с новой, неожиданной стороны.

На сайте в рубрике «Публикации» представлено несколько работ в этом жанре:

«Борщ, лезгинка и халат или Хроники ожогового отделения» (В репортаже представлен опыт работы подростка в больнице санитаром).

«В омуте. Трясина псевдореального счастья» (Религиозная секта — взгляд изнутри. На такой репортаж никто бы специально ребенка не отправил. Но раз уж такое случилось, почему бы ребенку не сделать из этого журналистский текст. Во-первых, для того, чтобы самому все переосмыслить и больше никогда не попасться в подобную ловушку, во-вторых, чтобы предупредить других).

«Записки из детского дома» (Работа с бабушкой в детском доме. Кажется, все было очень давно, в раннем детстве, а воспоминания остались на всю жизнь).

«Где была летом? Во взрослом мире» (Каково это – работать продавцом в ларьке на пляже).