16.03.2017.

За последнее время получила несколько писем примерно такого содержания:

«Я начала деятельность в направлении школьной журналистики совсем недавно и попала в затруднительное положение. Не могу собрать группы. Приходят, загораются, занимаются и на положительной ноте пропадают. В школе большая загрузка, и дети жалуются, что устают, не успевают, домашних заданий много. Но я точно знаю, сама была школьницей, что при желании время всегда есть. Стараюсь их замотивировать необычными занятиями, интересными заданиями, уютной дружеской атмосферой редакции. Однако пока не очень удается. Если у Вас есть возможность, подскажите пожалуйста, как Вы собираете группы?»

Попробую ответить на этот вопрос публично — может быть, кому-то еще пригодится эта информация.

Проблема занятости нынешних старшеклассников сейчас стоит очень остро — уроки, подготовка в ЕГЭ, факультативы, элективы — они, бедные, и рады бы еще журналистикой позаниматься, но времени нет. И в последние годы ситуация все больше усложняется. В этом году с введением 4-х обязательных ОГЭ даже 9-классники начали чувствовать на себе этот груз.

Да, необычные занятия, уютная атмосфера, неформальная обстановка — все это обязательно должно быть на внеурочных занятиях. А журналистика должна иногда подкрепляться чаем и печеньками — ни одна редакция не может работать продуктивно в сухой формальной обстановке. Но просто собираться, чтобы уютно поговорить о журналистике — этого недостаточно.


Я бы разбила эту проблему на две составляющих:

1. Как сделать так, чтобы детям было интересно настолько, чтобы они нашли в своем плотном графике время для занятий журналистикой.

2. Как собрать всю редакцию вместе, чтобы спланировать номер, если Катя и Маша не могут собраться по вторникам и четвергам, Миша и Саша не могут в понедельник и пятницу, а Настя и Юля заняты в среду и в субботу.

Начнем с ответа на вопрос № 1.


Детям будет интересно, если они увидят,

что перед ними открываются новые возможности

Журналистика — это, прежде всего, практика. Чтобы научиться писать, брать интервью, находить интересный материал, совсем не обязательно слушать многочасовые лекции по журналистике. Для этого нужно брать диктофон и идти на задание. Не верите? Спросите любого профессионального журналиста, как проходило его становление в профессии.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что одного академического часа в неделю на кабинетное занятие журналистикой вполне хватает, чтобы быть достаточно теоретически подкованным. И каждое такое занятие должно быть ориентировано на то, что ребенок в самое ближайшее время будет полученные знания использовать, т.е. готовить конкретный материал (новость, опрос, репортаж, интервью, очерк) в школьную газету. А вот для того, чтобы на это нашлось время, его надо очень-очень заинтересовать.

Казалось бы, в школе постоянно проходят какие-то мероприятия, пиши, освещай, бери интервью, что еще нужно? Но я всегда придерживалась точки зрения, что дети не должны замыкаться в границах школы, они должны выходить за пределы образовательного учреждения в социальное информационное пространство, и моя задача как педагога - эти выходы постоянно инициировать. Более того, общаясь с коллегами-руководителями школьных пресс-центров из разных городов нашей страны, я постоянно убеждаюсь в том, что именно там, где педагог находит время выводить детей за пределы школы, помогает им найти темы и героев для их репортажей за пределами школьных стен — там результат всегда получается выше, и там нет проблем с мотивацией учащихся.

Это вовсе не означает, что о школьных делах в школьной газете писать не нужно – нужно! Но по-настоящему заинтересовать детей журналистикой можно только тогда, когда вы показываете ребенку, что именно занятия журналистикой открывают перед ним новые возможности.

Любые интересные мероприятия, которые проходят в вашем городе: спортивные соревнования, фестивали и выставки, творческие встречи с писателями, художниками, актерами, режиссерами, музыкантами — используйте любую возможность. А современная городская среда таких возможностей предоставляет немало. Главное, чтобы человек, на творческую встречу с которым вы идете, был интересен не только вам, но и детям.

Очень важно, чтобы этот выход за пределы школы проходил не в жанре экскурсии. Вы понимаете, что я имею в виду? Простой выход в театр на просмотр спектакля здесь не годится. А вот если перед спектаклем или после него можно попасть на пресс-конференцию в режиссером и актерами и задать им вопросы вживую — это то, что надо. Для этого подходит любая творческая встреча, которая проходит в режиме диалога, любое мероприятие, на котором можно подойти к организаторам и участникам и попросить дать интервью.

В таких выездных-выходных мероприятиях сплачивается коллектив, появляется интерес, потому что появляются новые возможности: ведь задача не в том, чтобы просто посидеть-посмотреть и кого-то послушать, а потом написать, а в том, чтобы взять интервью или подготовить репортаж (а для репортажа тоже нужно порасспрашивать людей и записать беседу на диктофон).

Т.е. занятия журналистикой — это не только занятия в кабинете, но и конкретно журналистская деятельность.  Именно тогда ребятам интересно настолько, что они готовы перенести какие-то свои другие занятия, уплотнить график, ради того, чтобы встретится с интересным человеком или сходить на интересное мероприятие.

Повторюсь, поскольку это важно.

Организуйте для ребят экскурсию в редакцию газеты, в типографию, на телевидение, выведете их на творческую встречу с известным публичным человеком – писателем, режиссером, да даже хоть с КВН-щиком или рэпером! Заранее помогите составить им вопросы для интервью. Чем больше интересных событий будет происходить вокруг вас, тем больше ребят захотят в этом участвовать.

Выходите за пределы школы. Не замыкайтесь в ее стенах, иначе какие же вы журналисты? Любые новые люди, впечатления, ситуации – это способ пополнить вашу творческую копилку, сделать вашу жизнь богаче и  информативнее, а газету – интереснее.


Как собрать всех вместе

Теперь о том, как все-таки спланировать номер, если нет возможности собрать весь детский коллектив в одно время, а ключевые темы и рубрики обсудить все-таки нужно.

У нас в редакции разновозрастный коллектив, 5-11 класс. После уроков собрать всех в одно время просто нереально: у кого-то пять уроков, у кого-то шесть, у всех дополнительные занятия в разное время. Поэтому прежде, чем спланировать номер газеты, я стараюсь в течение недели индивидуально поговорить с каждым журналистом, обсудить будущую тему, выяснить, о чем ребенку было бы интересно написать, какой опрос провести, у кого взять интервью и т.д.

А вот после этого мы уже проводим летучку, на которой планируем номер. Летучку проводим на большой 25-минутной перемене. С учетом того, что все темы обговорены заранее, 15-ти минут, чтобы обсудить ключевые темы, что-то подсказать друг другу, внести все темы в план-сетку номера, вполне хватает. Да,  у нас есть постоянные рубрики, такие как «Наша гордость», «15 вопросов, которые вы давно хотели задать учителю», кандидатов в которые мы обсуждаем только все вместе и выбираем большинством голосов, поэтому общие сборы необходимы. Да и вообще планировать номер надо вместе.

А дальше начинается индивидуальная работа с текстами. Все-таки журналистика — это, в значительной мере, индивидуальное творчество, хотя и в рамках общей коллективной задачи. По выходу каждого номера обязательно снова проводим летучку — снова на большой перемене — чтобы обсудить работу ребят, понять, кому что понравилось в номере, что сделали не так.

Ну, а уютные сборы с печеньками — это уже от случая к случаю, как получится.


Почему я предпочитаю разновозрастные детские коллективы

И еще несколько слов о том, почему я предпочитаю разновозрастные детские коллективы в школьной редакции. Разумеется, таким образом решается вопрос преемственности. Но сейчас я о другом.

Когда ребенок начинает работу в редакции с 7-9 класса, у него еще, как правило, достаточно свободного времени. А вот когда он дорастает класса до 10-11, начинается самое интересное: время приходится жестко лимитировать, более мелкие «коллеги» буквально наступают на пятки, заваливая редактора текстами, а пальму первенства уступать младшим не хочется, да и бросать журналистику, в которой так много всего интересного, жалко… Понимаете, к чему я веду?

 
И напоследок хочется напомнить про хороший ресурс — портал Всероссийского сообщества школьных издательств «Стенгазета». К сожалению, активной деятельности на портале сейчас нет, но по адресу  http://1sg.ru/publishers/ можно найти много интересных школьных издательств. Почитайте детские работы и школьные издания, может быть, захочется что-то обсудить с детьми. Я не стесняюсь признаваться, что много хороших идей «подглядываю» у коллег по школьной журналистике.