16.05.2017.

Мероприятие прошло интересно и весело, а репортаж читать скучно. Знакомо?

Или. Все было весело и здорово, отсняли 40 минут видео, смонтировали, а зрители уже на пятой минуте спрашивают: «Там еще много осталось? Может, потом досмотрим…» В общем, неблагодарные они, эти читатели и зрители.

А если серьезно, что нужно для того, чтобы сделать репортажную «картинку» яркой? Как наполнить репортаж живыми образами и моментами и при этом не затянуть его и не наскучить читателю-зрителю.


Всем понятно, что задача журналиста, который пишет или снимает репортаж — создать объемную картину события. И именно этот элемент в репортаже является ключевым. В репортаже есть даже такое понятие — «картинки» репортера. Именно эти «картинки» создают эффект присутствия, т.е. втягивают читателя-зрителя внутрь происходящего, заставляют окунуться в атмосферу и детали события, посмотреть на происходящее глазами журналиста.

Все верно. Но как этого добиться? С помощью каких средств журналисту удается нарисовать объемную «картину» события? Остается только надеяться на талант?

Талант — это хорошо. Но есть еще совершенно конкретные технологии.

Исследователи выделяют несколько основных составляющих репортерской картинки: ритм события, чередование крупных и общих планов, светопись, цветопись, звукопись, изображение поведения героев репортажа и их реплики, которые характеризуют их отношение к происходящему.

Очень подробно и глобально я разбираю эту тему в курсе «Основы журналистики. Репортаж. Интервью» на примере очень серьезных и глубоких репортажей, с рекомендациями и творческими заданиями.

А сегодня возьмем для примера что-нибудь незамысловатое, легкое, молодежное. Например, репортаж «Ночь, девушка, велосипед», опубликованный на сайте журнала «Русский репортер» http://rusrep.ru/article/2016/07/08/veloparad/  (сколько не ищу в интернете хороших профессиональных репортажей, лучшие образцы этого жанра всегда нахожу на сайте РР).

 

Пишем

Итак, самое начало:

«Грохочет музыка. Велосипед брошен на землю, вокруг — пять парней и девушка, они танцуют, неловко приседая и выкидывая руки. Чтобы создать клубную атмосферу, им подсвечивают мерцающим фонариком.  Люди вокруг них почти замерли: переписываются с друзьями, всматриваются вперед. Самый центр колонны, полчаса до старта».

Давайте попробуем разобрать эту репортерскую картинку на фрагменты, препарировать этот кусочек текста. Что мы видим и слышим (да, и слышим тоже, если у нас есть хоть капля воображения):

«Грохочет музыка»

Элемент звукописи. Всего два слова, можно объяснять подробнее, что за музыка, а можно и не объяснять, если это не имеет принципиального отношения к делу.

«Велосипед брошен на землю, вокруг — пять парней и девушка, они танцуют, неловко приседая и выкидывая руки».

Крупный план — брошенный велосипед, танцующие парни и девушка. Характеристика поведения героев (что они делают и как). И еще здесь отражен ритм события — они не просто танцуют, а «приседая и выкидывая руки», а дальше следуют слова о клубной атмосфере, что также передает ритм происходящего.

«Чтобы создать клубную атмосферу, им подсвечивают мерцающим фонариком».

Этот элемент исследователи называют светописью. Вы уже видите мерцание фонарика? Зачем он нужен? Позволяет передать атмосферу события, раскрашивает репортерскую картинку деталями. Кстати, после того, как вы сказали о мерцающем фонарике, который подсвечивает танцующих, уже не надо объяснять, что на улице ночь, это и так понятно. Тем более, что слово «ночь» есть в заголовке. Экономьте слова.

«Люди вокруг них почти замерли: переписываются с друзьями, всматриваются вперед».

Общий план, который охватывает достаточно большую группу людей, позволяет увидеть картину в целом.

«Самый центр колонны, полчаса до старта».

Собственно говоря, информация о том, где и в какой момент развития событий мы находимся. Фактическая информация

Всего пять коротких предложений. Если интересно, можно посчитать количество слов — их тоже будет немного. А картинка получилась живая. Первый и главный вывод — для того, чтобы нарисовать «картинку» события, много слов не нужно. Достаточно несколько ярких штрихов.

 

Берем в руки видеокамеру

А теперь представим, что у нас в руках не блокнот и карандаш, а видеокамера. Что будем снимать?

Брошенный велосипед, танцующую молодежь (средний план, затем крупный план на лица и фигуры танцующих), фонарик у кого-то в руках (снова  крупный план). Камера немного отъезжает назад — и мы снимаем уже людей, столпившихся вокруг (общий план). При монтаже не задерживаемся на одном кадре более 3,5-4 секунд. Когда кадры быстро сменяют друг друга, картина события получается динамичной и не успевает надоесть зрителю. Вроде хорошо, энергично ребята танцуют, а попробуйте оставить в сюжете 20 секунд это зрелища и увидите, как ваш сюжет начнет растягиваться и превращаться в нечто бесформенное.

Я бы сказала так: неважно, снимаете ли вы видео или пишете текст, — чаще меняйте ракурс. Не зацикливайтесь на одной картинке, на одном эпизоде, на одном человеке, показывайте разных людей, их действия, эмоции, лица, детали. А чтобы картина не получилась эклектичной, не распадалась на отдельные фрагменты, иногда чередуйте крупный и общие планы — т.е. показывайте событие в целом.

 

 Снова пишем

 

Давайте вернемся  к нашему тексту «Ночь, девушка, велосипед».

Что дальше? А дальше диалоги: 

— Это очередь за велосипедами на прокат? — останавливаюсь я у шеренги из двадцати человек.

— Да, — отзывается женщина, поправляя наколенник, и, развернувшись, указывает пальцем в конец.

— Мы за час приехали, все тут вокруг оббегали — все велосипеды давно разобрали, - переживает белокурая девушка. — Вроде смотришь на сайте — два велосипеда стоят, подбежишь — уже нет ничего.

— Обещали велосипеды еще, говорят, уже  привезли!

— Разве хватит на всю очередь?

— Я думаю, их тут бесконечное множество будет, там же целый грузовик! — успокаивает мужчина с фонариком на голове.

— Старина, куда эта очередь? — это пожилой рокер с длинными волосами.

— Велопарад!

— А-а-а. А концерта не будет?

Зачем так много слов? Такой емкий и короткий первый абзац, а после него вдруг какие-то многословные разговоры, зачем? Вы еще не поняли?

Тогда давайте еще раз с самого начала. Что мы с вами как читатели делали в первом абзаце? Стояли в сторонке и глазами журналиста с интересом наблюдали происходящее. С интересом. Но в сторонке. А теперь? Мы слышим разговоры людей, они вокруг нас, мы слышим обрывки чужих реплик и фраз, мы уже не в стороне, мы внутри толпы, в центре события. Вот так незаметно журналист втягивает нас в самую гущу событий и делает причастными к происходящему. Вот это, по сути, и есть задача репортажа.

 

Как в этом случае поступают видийщики?

Записывают несколько коротких синхронов, это раз.

Используют при монтаже интершум (это когда оригинальный звук не срезается полностью, а только приглушается, а поверх него накладывается закадровый текст, который журналист записывает уже в студии).

В-третьих, есть такое понятие, как лайф (life) — это когда в сюжете есть 1-2 секундные моменты, когда оригинальный звук не приглушается и не перекрывается закадровым текстом.

И наконец, стенд-ап записывается не в сторонке, где тихо и никто не мешает, а в самой гуще событий или хотя бы на его фоне.


Подробные разборы видеосюжетов есть материалах Занятия №5 «Специфика телерепортажа» в курсе «Основы журналистики. Репортаж. Интервью».

Я не буду дальше анализировать репортаж «Ночь, девушка, велосипед», попробуйте сделать это сами, по той же схеме: берете небольшой кусочек текста и смотрите, для чего и зачем нужен каждый элемент этого текста, как он работает на читательское восприятие события.