17.06.2017.

Век постмодернизма принес нам игру готовых культурных форм — своеобразное цитирование без кавычек, требующее от публики дешифровки и узнавания цитат. Век интернета принес цитирование без кавычек как норму присвоения авторства чужих слов и мыслей. Проще говоря, плагиат. Нынешний школьник в массе своей уже не видит, не чувствует разницы между своим и чужим.

 

Прошу старшеклассников рассказать, как они пишут сочинения по литературе.

— Я глупо не списываю из интернета, — делится опытом отличница, — я беру текст, который мне нравится, и слегка его переделываю, добавляю что-то свое, слова иногда меняю. Иногда собираю из двух-трех источников.

И самое главное, за это ребенок получает положительную отметку. Эта школьная отметка оправдывает его действия, ставит на них короткое и емкое резюме: «Молодец! Так всегда и делай!». И мне порой кажется, что не только школьник не видит разницы между плагиатом и оригинальным текстом, но и учитель. 

Не хочу напрасно обижать коллег, но постоянно сталкиваюсь с большим количеством плагиата, который приходит на мою электронную почту… от коллег-словесников.

Много лет провожу конкурсы литературных и публицистических работ школьников разного уровня (город, край, Россия), поэтому глаз у меня наметанный: интернет вижу уже после первого беглого просмотра текста. Он же так и лезет в глаза — своей корявой банальностью, стандартным построением фраз. А иногда даже не отформатированным html… Но после десяти-двенадцати работ начинаешь сомневаться во всех. Доходило до того, что все 400 конкурсных работ проверяла на плагиат! И что самое обидное – всегда его находила!

А дальше начинаются звонки педагогам....

— Светлана Васильевна, вы прислали мне работу девочки на конкурс…
— Да, вы знаете, такой хороший текст, такое оригинальное мышление у девочки.
— Очень оригинальное… Дело в том, что уникальность текста 53%, оставшиеся 47% — это плагиат. Текст наполовину взят в интернете. Вам скинуть ссылочку?
— Ой, правда? Извините, я работу отправила, торопилась, не успела прочитать.
— То есть вы отправили на городской конкурс работу, даже не прочитав ее?
Этот диалог мог бы показаться смешным, если бы не был таким грустным. Коллеги, это реальный диалог, я его не выдумала.


— Татьяна Викторовна, помогите исправить ошибки в сочинении по «Войне и миру», мне сегодня его сдавать.
— Катя, я не буду читать то, что ты взяла в интернете. Мне это не интересно.
— Татьяна Викторовна, я клянусь, сама писала.
Читаю первую фразу: «Я прочитала роман Л.Н.Толстого «Война и мир»».
— Катя, это что за чушь? Разумеется, ты должна была прочитать роман. Иначе как же ты о нем пишешь?
— А там было написано, что это работа на «отлично»!
Немая сцена…

Почему дети теряют эту границу: авторский текст — плагиат, тащат далеко не самый лучший интернет в свои школьные сочинения, в общем, понятно. Потому что это им сходит с рук. У учителя просто реально нет времени проверять каждую работу на уникальность. Когда у тебя, к примеру, два десятых класса — это 50 с лишним сочинений, и, чтобы проверить каждое на плагиат, нужно провести не одну ночь в интернете. А еще ежедневные тетради в 7-м, 5-м и 9-м, ЕГЭ, ОГЭ, внеурочка и т.д. Проще закрыть глаза и поставить тройку-четверку. Ученик успешен. И еще возмущается, что не пять.

А вот еще случай из последнего городского конкурса, который я проводила в 2016 году. Проверяю на плагиат текст потенциального победителя. 11-классница пишет про ЕГЭ, текст слегка корявоватый, ершистый, непричесанный, но чем-то цепляет и запоминается. И даже задевает какие-то эмоциональные струнки внутри. Члены жюри (а это профессиональные журналисты и писатели) рекомендуют текст в лауреаты конкурса.

Итак, читаю и… вздрагиваю. В самой середке текста идеально гладко написанный абзац, но какой-то неживой и слегка казенный. Запускаю проверку на плагиат. Абзац дословно скопирован с одного из педагогических сайтов. Вы верите, что ребенок сам нашел этот педагогический сайт и украл оттуда кусок текста? Я — нет.

Что я могу сказать в этом случае педагогу? Не пойман — не вор:
— Здравствуйте, звоню вам чтобы сообщить: работа вашей ученицы снята с конкурса за плагиат.
— Да вы что?! — искреннее удивление.
— Работа претендовала на победу в конкурсе, ершистый, не идеально литературный текст, но в нем был виден живой, думающий ребенок. Но в середине текста один абзац, полностью скопирован с педагогического сайта.
— Да вы что?! — осторожное удивление.
— Объясните, пожалуйста, ребенку, что плагиат – это воровство…
— Да-да, конечно.

Несколько лет назад психанула по-настоящему. Трое суток на пару с молодым человеком — студентом, который вызвался помочь, проверяли конкурсные работы на плагиат. Нашли более 20-ти случаев полного, частичного плагиата и рерайта. Не сдержалась и отправила всем педагогам по школам и на личные адреса письмо со списком учащихся, работы которых сняты с конкурса за плагиат. В ответ — тишина. Никто не возмутился, не позвонил. До сих пор не уверена, что правильно поступила, опозорив коллег друг перед другом. Но через год в этом же конкурсе было обнаружено всего два случая плагиата.

Только спустя два года одна моя коллега сказала мне, глядя в глаза:

— Татьяна Викторовна, помните, вы два года назад отправили письмо на весь город про плагиат? Спасибо вам за это. Я стала больше внимания обращать на то, какими источниками дети пользуются при написании текстов, постоянно разговариваю с ними  о том, как нужно пользоваться информацией из интернет, что любой чужой текст, неважно, откуда он взят, должен быть оформлен как цитата — с кавычками и указанием источника.

Что я могу сказать? Снимаю шляпу. С глубоким уважением к этому педагогу. Не каждый сможет так сказать.


Как я проверяю тексты на плагиат? Можно использовать антиплагиаты-онлайн, но я предпочитаю программку Advego Plagiatus. Программа очень проста в установке и в использовании, распространяется бесплатно, скачать можно здесь: https://advego.ru/plagiatus/

В следующей публикации расскажу подробно и со скриншотами, как этой программой пользоваться. Хотя можете попробовать уже сейчас — это совсем не сложно.